Резюме - это
инструмент самопрезентации, своего рода развернутая визитная карточка или
рекламный проспект. Резюме имеет одну цель - наилучшим образом подать ваши
знания, опыт и личные качества таким образом и в той форме, чтобыпривлечь внимание. Резюме стимулирует интерес
к Вам как потенциальному работнику, в краткой, почти афористической форме
обобщая информацию о Ваших уникальных качествах, хорошо развитых навыках,
соответствующей работе, академическом опыте и достижениях, что помогает
выделить Вас из общего ряда.
Хорошее резюме - одно
из самых эффективных средств самопрезентации, основа для личной web-страницы или
сайта-портфолио. И поэтому при его подготовке, надо исходить из того, что хотят
увидеть в Вашем резюме те, кого Вы интересуете как специалист - личные данные,
основное и дополнительное образование, опыт работы и уровень квалификации,
профессиональные и специальные навыки, достижения и награды.
Таким образом,
указанные разделы могут составлять основную структуру резюме. Если к этому
добавить Ваши цели, интересы и контактную информацию, получится как раз то, что
надо.
Чтобы повысить свои
шансы на успех, при подготовке резюме следует придерживаться основных
принципов:
-Информативность. Постарайтесь дать в резюме как можно больше информации
(названий учреждений, занимаемых должностей, стажа работы, полученного
образования и т.п). Информацию для резюме следует тщательно отбирать и включать
описание именно те аспекты Вашего опыта, которые значимы для позиции или
должности, на которую Вы претендуете или занимаете.
-Краткость. Не стоит перегружать резюме деталями, фактами и
подробностями, которые не относятся к делу. Однако излишняя лаконичность также
не прибавит веса резюме. Хорошо спланированное резюме со сжатым и хорошо
организованным текстом не должно превышать двух страниц.
-Достоверность. Включая те или иные сведения
о себе, позаботьтесь о том, чтобы при необходимости Вы смогли подтвердить их
документально или соответствующими примерами.
Чтобы не изобретать
велосипед, попробуйте поэкспериментировать с различными стилями и типами резюме
с помощью шаблонов и Мастера резюме в редакторе Word из популярного пакета
Microsoft Office 95/97/2000 (наверное, у каждого пользователя на компьютере установлена
его "демо"-версия). Находясь в программе, откройте панель Создать
документ ("кликните" курсором Файл - Создать), выберите вкладку
Другие документы и найдите шаблоны Стандартного, Современного и Изысканного
резюме, и Мастер Резюме. Они несколько далеки от наших стандартов и могут
возникнуть сложности с их форматированием на свой вкус, однако Вы сможете
получить общее представление о форме и разделах резюме. В Мастере Резюме, на
наш взгляд, наиболее подходящая комбинация: Стандартный стиль - Хронологический тип.
III. СТРУКТУРА
Разделы, которые Вы
хотите включить в Ваше резюме, должны отвечать на следующие вопросы:
Кто Вы и как с Вами можно
связаться?
Где Вы учились?
Что Вы можете делать и что
сделали?
Чего Вы достигли и как были
признаны?
Дополнительная информация,
которая позволит лучше узнать Вас?
Итак, Ваше новое
резюме, возможно, будет состоять из следующих разделов:
Цель. Это не обязательный, но
желательный раздел, краткое описание того, для чего (кого) составлено резюме.
Безусловно, вопрос о
том, включать или не включать этот раздел в резюме, является спорным. Если не
удается четко сформулировать цель - можно ее вообще не писать.
Личные данные. Начните резюме с вашего
имени, прописными буквами или используя жирный шрифт. Укажите постоянный и
временный адрес (включая почтовый индекс), хотя бы один телефонный номер (включая код города), адрес личной
электронной почты.
Образование. В этот раздел необходимо
включить итоговую информация о Вашем образовании (в хронологическом порядке):
даты начала, завершения времени обучения, название и местоположение учебных
заведений, факультет, полученную специальность и степень. Можно также отметить
особые академические достижения. Этот раздел можно использовать, чтобы
дополнить вашу цель, выдвинув на первый план специальные навыки и знания,
которые Вы приобрели на важных спецкурсах. Вы можете также внести в список
дополнительное образование и профессиональные тренинги, но не обязательно
указывать каждый курс или семинар, который Вы когда-либо посетили.
Дополнительная
информация.
Мы рассмотрели обязательные разделы резюме, однако каждому из нас есть, что
добавить к основному содержанию. Это могут быть дополнительные разделы (не
обязательно все), которые несут важную информацию и выделят Вас из общего
конкурса: владение иностранными языками и компьютером, наличие загранпаспорта,
водительских прав, специальных навыков, интересов и увлечений.
Знание языков. Обязательно укажите Ваш
родной язык, иностранные языки и возможность их использования в категориях
"профессионально", "свободно", "технический",
"свободное чтение и перевод". Не указывайте те иностранные языки, в которых
у Вас "базовые знания" и Вы сможете на них "читать и переводить
со словарем".
ИКТ-компетентность. Нет необходимости
перечислять все программное обеспечение, которое Вы когда-либо запускали,
достаточно указать Ваш уровень в категориях "профессионал. . .
пользователь" и основные программы, которыми Вы действительно владеете. Не
включайте в этот перечень Windows или Word - этим сейчас уже никого не удивишь.
Специальные навыки. Укажите другие Ваши навыки,
интересы, умения и опыт, необходимые в работе. Например, здесь можно указать о
навыке и скорости набора текстов или о наличии водительских прав и опыта
вождения.
Интересы и увлечения. Зарубежные консультанты
советуют упоминать только те занятия, которые прямо или косвенно связаны с
Вашей профессиональной деятельностью.
Психологическая самооценка. Очень спорный вопрос.
Наверное, надо учитывать социокультурные различия работодателей. Самооценки
типа "интеллектуал, креативный, самомотивирован, ориентирован на
группу, много и усердно работаю" нравятся иностранцам, однако у нас
они выглядят шаблонно и не всегда уместны, поскольку воспринимаются как
необоснованное бахвальство (особенно если перечисляются психологически
несовместимые качества).